«Электротеатр «Станиславский» - «Вакханки»

05 Май 2015
K2_ITEM_AUTHOR  Антон Никтаров

В рамках Дягилевского фестиваля 2015 «Электротеатр «Станиславский» привез постановку Теодороса Терзопулоса «Вакханки»( по одноименной античной пьесе Еврипида).

Стоит сразу оговориться: ничего общего с античной Грецией вы не увидите, сценография отсутствует полностью, а костюмы героев выполнены скорее в японском стиле. Первоначальная концепция разрушена полностью. Вместо античной Эллады перед зрителем предстает нечто отдающее одновременно постапокалипсисом и каменным веком одновременно, музыкальное сопровождение и хореография лишь усиливают это впечатление. Голоса и реплики героев сотканы из змеиного шипения и залпов помповых ружей, что добавляет довольно мрачный мистицизм в постановку.

Хореография в спектакле, нужно признаться,  довольно приятна и даже гипнотична:  сочетание туземных ритмов с движениями и синхронностью знаменитых «Тодес»  выглядит действительно завораживающе.

Кадм (Олег Бажанов) и его окружение - это отдельная декорация в спектакле, он представлен вечно улыбающейся мумией, лежащий в окружении сосудов с кровью, что,  со слов режиссера, должно символизировать ту власть, что пьет кровь из своего народа. Буквально паразитирующую на обществе. Дословно:«Власть умеет пить кровь людей и потому никогда не умирает». С некоторого расстояния, конечно, эти сосуды  могут напомнить и бутылки с вином. Здесь снова стоит вспомнить слова режиссера: «я приспосабливал трагедию к современной России», и в общем-то, вспоминая определенных политических деятелей, можно лишь угрюмо кивнуть головой, соглашаясь с интерпретацией режиссера.

Если знать эту концепцию, то в спектакле многое встает на свои места, и даже коробки на головах, позволяющие смотреть только прямо,   демонстрируют очень узкий взгляд большинства обывателей в современном мире.

Увы, все вышесказанное ни разу не очевидно, исполнительница роли Диониса  (Елена Морозова) на пресс-конференции в рамках Дягилевского фестиваля сказала следующее: «Мне не всегда понятен замысел режиссера, однако с ним всегда интересно работать».  И если даже артисты не понимают замысел режиссера, то что уж говорить про рядового зрителя?

Но, тем не менее, это тоже находит оправдание.  В отличие от большинства авангардистов, у Теодороса  довольно глубокий подход, он не пытается создать скандал для привлечения внимания, но  умудряется завуалировать проблему, позволяя особо пытливым умом вдоволь поиграть в философов, заставляя их разгадывать собственные замыслы. Вот еще одна цитата из интервью газете «Известия»:

«Тенденция разрыва со своими корнями повсеместна. Вот я приезжаю на встречу с европейской театральной молодежью, прошу: «Расскажите мне о Тадеуше Канторе», — и никто о нем не знает!»

Своими психологическими разломами на сцене  режиссер заставляет нас прикоснуться к первоисточнику и пытаться своими силами экстраполировать его на современное общество. Что приводит нас к его следующей фразе: «я всегда хочу быть не только режиссером, но и педагогом».

Здесь  то же самое:  зрителю предлагается изучить немало материала не только перед просмотром его работы, но и после. И лишь тогда наступает полное понимание происходящего на сцене. Хотя вполне возможно , что среди зрителей найдутся те, которые смогут все понять сразу.

Актерскую игру стоит разобрать отдельно. Здесь это не игра индивидуальных образов, а некий коллективный разум или сложный механизм:  вынь всего одну шестеренку и все рассыплется… Интересным решением было разметить часть актеров в зрительном зале, что позволяет привнести эффект присутствия и долю реализма. Все актеры играют с одержимой страстью, и в тоже время они словно погружены в транс. Кстати, ограничение 18+ стоит из-за костюма Аллы Казаковой, исполняющей роль Агавы.

Увы, спектакль совершенно не подойдет ценителям классических постановок, а также тем,  кто привык видеть целостную и связную картину на сцене. Здесь все построено на обратном.

 

Фото: Артур Торосян

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…