Европа - колыбель демократии, но и фашизма тоже. Никогда не стоит об этом забывать. Нас сильно убаюкал факт победы над монстром национал-социализма. Мы забыли, что закон сохранения энергии никто не отменял. Фашизм нельзя уничтожить. Он, как и все в нашем мире, просто переходит в другую форму. Испанский драматург Жорди Гальсеран Ферре задумался: куда именно перекочевала тень фюрера? В поисках ответа в 2003 году он  написал пьесу «Метод Грёнхольма», которая довольно прозрачно намекает: ищите тень в бизнесе, господа, в офисе, куда вы каждый день приходите работать. Болгарский режиссер Явор Гырдев поставил эту пьесу в Театре Наций.

Уже началось?

Когда начинается действие «Метода», зритель не чувствует никакой границы между собой и актерами на сцене. Все происходящее предельно естественно и обычно, начиная с костюмов, надетых на персонажей пьесы, и заканчивая интерьером помещения и репликами героев. Актеры одеты так же как и большинство людей в зрительном зале. Обстановка на сцене словно в большинстве офисных помещений Москвы. Манера общения и речь ничем не отличаются от принятых в современном обществе правил. Я хотел написать, «поэтому зритель сразу включается, минуя стадию привыкания и соучастия», но здесь даже этого не требуется. Все, что мы видим на сцене, идет «онлайн» со всеми присутствующими в зале в их деловой жизни. В этом прелесть постановки и одна из основных причин, по которой нужно ее посетить. Когда в самом начале Сергей Чонишвили в образе одного из героев пьесы Феррана выходит и садится на стул, то возникает полная иллюзия, что он сделал это слишком натурально. Ну совсем так, и с таким же выражением на лице, как бы он сел в настоящем офисе. Мне даже показалось, что он сейчас убежит, потому что ошибся дверью, и затем на сцене появится настоящий актер, который сядет уже более артистично.

Офисный демон

Тема демонизации офиса началась не сегодня и не с данной пьесы. Вспомним наиболее яркие примеры. В 2006 году Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada» показала образец деловой рейхс-канцелярии, созданной на базе модного журнала. Еще раньше в 1992 году вышла картина «Американцы», с участием Аль Пачино и Кевина Спейси, где та же дьявольщина была подана гораздо более тонко, без каких-либо внешних эффектов. Фильм предельно лаконичен. Несколько людей сидит в офисе и зарабатывает деньги, продавая земельные участки. Режиссеру наплевать на предмет их коммерции. По большому счету ему вообще не важно в этой картине ничего, кроме диалогов героев, детективной интриги и морального апокалипсиса. Именно этим  «Американцы» невероятно близки к «Методу Грёнхольма». Отсюда, если вам пришелся по душе этот фильм, понравится и спектакль, как впрочем и наоборот.

Что смотрим?

Как я уже говорил, все в спектакле — декорации, костюмы, диалоги — сделано словно из нашей жизни. Отсюда поначалу кажется, что и сюжет тоже самый простой и понятный. Как бы не так! Вас ждут сто восьмидесяти градусные развороты и коллизии. Первый резкий вираж превращает действие из реализма в реалити-шоу. Персонажи капиталистического быта в один момент оборачиваются героями шоу «За стеклом». Затем, когда вы уже смирились с перевернутым вверх ногами психологизмом, вдруг еще один поворот. Реалити-шоу переходит в детектив, уже на другом более мощном уровне общей энергетики. Третья коллизия как бы обрушивает на главное действующее лицо потолок и тем самым окунает его в реальную жизнь. Тройная психологическая драма вызывает бурю неподдельного интереса и эмоций у зрителя, но этим прелесть постановки не ограничивается. Мало того, что по ходу действия напряжение только нарастает, и публика мечется сознанием между детективом и теле-шоу, так и не понимая что именно происходит, так одновременно режиссеру удается изящно вплести в ткань спектакля элементы комедии положений, и до самого финала нет никакой возможности понять, что именно мы смотрим: трагедию, криминальное чтиво или водевиль? Ну и окончательно оргазмирует зрителя тот факт, что каждый из актеров, кстати подобранных идеально, умудряется  несколько раз превратиться из добряка в подонка, из тупого в мудреца, из сердечного в циника.

Это бизнес!

Постановка не просто демонстрирует перипетии человека, решившего устроиться на работу, но содержит и глобальное идейное, философское послание. Фашизм жив. Искать его надо не на бразильских кладбищах, где нашли покой многие нацистские преступники, и не на секретных арктических станциях, где по слухам Адольф до сих пор принимает таблетки от старости. Фашизм прекрасно себя чувствует в душах обыкновенных офисных работников. Никто не принуждает их делать противное человеческой природе. Они сами с большим удовольствием его практикуют, и получают при этом неподдельное удовлетворение. Что же до жертв этого фашизма, то они не протестуют. «Это бизнес!» - думают узники офисного концлагеря. - «Главное, чтобы не на общих работах держали, а ближе к кухне». Таким образом перед нами возникает целостная картина: страны европейских демократий создали и пестуют у себя заповедники классического махрового тоталитаризма. Вот основная идея спектакля, и в сегодняшней политической ситуации, когда  либерально-протестные ценности изрядно заплесневели, она звучит необыкновенно свежо и здраво. Вы думали коммунизм устарел? Так он найдет здесь хорошо удобренную почву для нового роста.

Вы ошибетесь

Режиссер спектакля показывает общность топ менеджмента в качестве некоего демонического ордена, куда может проникнуть лишь человек лишенный сострадания, морали и принципов. При этом кандидат вовсе не сопротивляется. Он старается соответствовать идеалу изо всех сил. Очень поучительная и необыкновенно актуальная история. Ее экранизация вышла в 2005 году под названием «Метод». Вас приятно удивит, что фильм довольно сильно отличается от спектакля, и тем самым не дает вам преимущества в разгадывании, вроде бы уже известной вам, загадки. Напротив, вы скорее всего ошибетесь! Любопытно и то, что в отличии от режиссера постановки в Театре Наций, создатель фильма не стесняется назвать вещи своими именами. В частности прямо говорит, что «метод Гремхольда» берет свое начало в недрах немецкой армии.

Спектакли по таким хулиганским и поэтичным произведениям как «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, кажется, невозможно представить на традиционной театральной сцене. Действительно: как уныло бы выглядела здесь дорога в электричке, отходящей с Курского вокзала. Московский театра на Юго-западе нашел верное месте действия: он поставил своих «Петушков» в арт-кафе.

Мистический роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», известный своей нехорошей энергетикой, впервые прогремел на сцене театра на Юго-Западе в 1993 году. Это произведение – настоящий кошмар для артистов, многие из которых  наотрез отказывались принимать на себя обличие одного из героев проклятой работы гения 20 века.

С драматургом  я знаком давно, со студенческой скамьи Литературного института. В свое время мне довелось поставить: «Закон природы», «Ураган», «Хороший мой». Через три-четыре года,  поднялся на новый уровень, и поставил драму «Ты, Я...», которая  завершила его первую книгу «Новые пьесы» (1994г).  

«Не сошлись характерами» -постановка Самарского театра драмы «Камерная сцена» в редакции Софьи Рубиной.

«Не сошлись характерами» -постановка Самарского театра драмы «Камерная сцена» в редакции Софьи Рубиной.

Страница 6 из 6
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…