Поминки по любви

11 June 2018
K2_ITEM_AUTHOR 
Фото с сайта театра

Почти исчезнувший театр А.Р.Т.О. снова появился в театральной жизни Москвы. На сцене ЦДР режиссёр Наталья Волошина совместно со сценографом Николаем Рощиным и композитором Иваном Волковым поставили пьесу Ильи Члаки «Душная ночь».

Не так давно театр А.Р.Т.О. лишился своей площадки и по сути перестал существовать как самостоятельный и независимый театр. Но для труппы это не стало весомым поводом для того, чтобы разойтись. Наталья Волошина, актриса театра А.Р.Т.О., давно хотела попробовать себя в качестве режиссёра-постановщика и наконец смогла осуществить свой замысел. Главную роль она предложила кинорежиссёру Раушании Рахимовой, которая, в свою очередь, была не против сыграть на сцене.

Выбранная для постановки пьеса Ильи Члаки «Душная ночь» — это небольшой монолог одинокой женщины. Всю ночь до самого утра она мучается бессоницей и своей болезненной страстью к Шурику. Для него она была всего лишь любовницей, человеком, к которому сбегают ненадолго от семейных неурядиц. Но он для неё стал смыслом жизни и даже, в некоторой степени, манией. Героиня настырно звонит ему, слушает его «Алло» и молчит. Рефреном звучит ответ Шурика на вопрос жены «Это кто?»: «Никто». Ответ любимого приводит героиню ещё в бóльшее бешенство.

Ночь, душная, наполненная странным сюрреалистическим чадом, в постановке приобретает немного иные формы, нежели заявленные в тексте драматургом. Помимо героини появляются ещё и другие персонажи: Ленин, заменяющий кукушку в часах, епископ и некий голос разума героини,

воплощённый в мужчине в спецкостюме и с трубой (муз.инструмент): Борис Перцель, Артём Манукян, Иван Волков.

В постановке задействован один любопытный приём: речь главной героини сопровождается видеорядом, на котором буквально показано то, что она называет. Это обрывки из фильмов, из известных мировых событий, словом, всё, что так или иначе записывается у человека совеменного на подкорку и всплывает в мозгу бессвязными ассоциациями. Если она говорит о телефоне — то на экране появляется кадр с телефоном из чёрно-белого фильма и т.п.

За счёт этого и дополнительно введёных действующих лиц, казалось бы, непонятно к чему появившихся Ленина, епископа, и создаётся главная идея постановки — показать бессознательное человека, сделать его объёмным, то есть не только посредством слов, но и визуальных образов. Зрителя погружают в пространство одного воспалённого женского разума — в клетку, — из которого сложно выбраться.

Создаётся нужное ощущение пограничности: между сном и реальностью, между вменяемостью и сумасшествием. Ещё до начала спектакля на сцене присутствует актриса. Она сидит в клетке с опущенной головой. Звучит пронзительный давящий звук. Создаётся напряжённая атмосфера. Спектакль начинается с якутской сказки, которую, по словам режиссёра, из гастролей привёз Николай Рощин. Сказка о девочке-провидице.

Обезумевший Ленин, вылезший из часов, доводит героиню до исступления, она вынуждена стрелять — громко и резко. От этого звука закладывает уши, в зрительном зале и правда наступает некоторое смятение.

Вставкой в виде небольшого фильма выведена сцена из пьесы «Поминки по любви». Под низким советским торшером за столом сидят героиня, Шурик, его жена, Ленин. Все они поминают убитую любовь. А героиня упорно называет жену Шурика «козой».

Под конец спектакля из оранжевого комбинезона героиня переодевается в подвенечное платье и долго сидит с мешком на голове, пока зачитывается выдуманное, но тем не менее основанное на реальных материалах судебных обвинительных актов РФ уголовное дело. Там представлена женщина-насильница, обезумевшая, жестокая и не знающая границ. Иногда и не такие изощрённые издевательства придут в голову обезумевшей от любви женщине. Но наша героиня борется с демонами — успешно ли?

В спектакле нет точки. И тут вопрос не только в том, какой вердикт вынесут зрители героине, но и в том, на что она сама в конечном счёте окажется способной. Развеянные утром образы вернутся к героине вновь. И тогда рассуждающий о добре и зле епископ, пытающийся дать отпор дьяволу, или Ленин, очень правдоподобно сыгранный Борисом Перцелем, зачитывающий монолог о ценности женского живота как источника новой жизни, окажутся малым и безобидным перед лицом новых кошмаров.

Раушания Рахимова выстраивает свою героиню достаточно манифестально, дополняет этот грубый образ микрофон. Он усиливает эффект орущих внутри неё мыслей, от которых она не может сбежать. И возникающий на фоне этого образа Ленина уже не выглядит полностью алогичным, а даже скорее, наоборот, неизбежным.

В зале и правда было душно, от выстрелов приходилось закрывать ладонями уши, а от перечисленных преступлений начинало физически мутить. Заданный вектор театра А.Р.Т.О. как театра жестокости полностью выдержан. Зритель находится на пределе. Спектакль не только заставляет вспомнить о собственных внутренних демонах, но и в очередной раз увидеть, как глубоко в нашем обществе сидит червь мужецентризма: «Ты для меня — жизнь». Как стирается личность и жизнь другого человека, обесценивается его существование.

Заканчивается спектакль неожиданно: после короткого поклона артисты исчезают, но зрители ещё аплодируют, да и свет не включается, — остаётся

ощущение некоторой незавершённости. И тут появляется уборщица с ведром (Юлия Шимолина). Сначала действительно складывается впечатление, что это случайность, она даже уходит на некоторое время, но возвращается. Уборщица обращается к зрителю, по сути, обесценивая всё то, что происходило в спектакле. «Ставят тут что-то все эти режиссёры. К чему эти Ленины, полицейские. Вы вообще поняли? Идите уже! Не расплескайте своё художественное впечатление», — вот краткое резюме её высказывания. Трагедия превращается в фарс, и мы наконец-то понимаем, что всё, что происходило, — это театр. Всего лишь театр.

Потом уже, после спектакля, сохраняя это состояние подавленности и неоднозначности, всех зрителей символично приглашают на фуршет помянуть любовь.

«Покойся с миром!»

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…