САТОБ - «Флория Тоска»

04 Ноябрь 2014
K2_ITEM_AUTHOR 
Фото Е. Сухова.

Флория Тоска, премьера 83-ого сезона Самарского театра оперы и балета. Для работы над спектаклем был приглашён знаменитый на весь мир своими крайне сомнительными взглядами на либретто опер режиссер Юрий Александров. Тем не менее, его  сотрудничество с САТОиБ – изобилует эталонными классическими постановками, и Тоска  не стала исключением.

Помимо режиссёра над постановкой так же работал Вячеслав Окунев (художник постановщик), их тандем с Александровым не единожды дарил миру шедевры.

Декорации и костюмы выполнены натурально и выдержаны в соответствии с эпохой, что положительно сказывается на атмосфере спектакля:

«Все декорации и костюмы выполнены натурально и исторически верно,  атмосфера спектакля так тонко чувствуется, что невольно ощущаешь себя участником показываемых на сцене событий. Очень радуют голоса и игра артистов, особенно приглашённый Мариинский тенор. Видно как в исполнение вкладывается душа каждым из артистов. Здесь как и в балете, мало просто танцевать, в то что ты показываешь на сцене нужно вложить всю душу. И нынешний состав справляется с этим отлично»

21.10.2014 Ольга Челпанова и Константин Коротков – ведущие солисты балета Марийского ТОБ им. Эрика Сапаева.

Если говорить о декорациях, то, в целом,  от действия к действию они несколько однотипны, но в тоже время подчеркивают, в первую очередь, величие архитектуры ушедшей эпохи. Вход в подземелье (1-ый акт) и в застенки пыточной (2-ой акт), располагаются в одних и тех же местах, вход в темницу и вход в покои Барона так же идентичны. Это же можно сказать и об остальных элементах окружения, которые хоть и красивы, но за счёт того, что все действие оперы происходит в замкнутых пространствах, немногочисленны.  И здесь на помощь приходит великолепие предметов и их отделка или же, наоборот, подчеркнутая бедность (последняя картина). То же самое касается работы художника. Без его богатых росписей опера казалась бы оформленной в духе минимализма. Очень гармонично вписывается и освещение, которое тесно сплетаясь с музыкальной составляющей, хорошо подчёркивает и усиливает эмоциональность многих моментов.

Нельзя не упомянуть отдельно дирижёра-постановщика Александра Анисимова (при жизни признанный гений). На данный момент он единственный, кто руководит оркестром в этой постановке, бережно оберегая её как родную дочь. Звуки, извлекаемые им из оркестра,  ровно льются из оркестровой ямы в зал и каждого зрителя.

Актерский состав:

На премьерном показе ведущие партии исполнили: Илья Говзич (Марио Каварадосси), Татьяна Ларина (Флория Тоска) и Станислав Трифонов (Борон Скарпиа)

О партии Кавальера можно говорить много, эталоном её исполнения на все времена останется Анатолий Соловьяненко. В нашем же театре наиболее горячо любим публикой Ахмед Агади (ведущий солист Мариинского театра).

«Ахмед был первым исполнителем данной партии кого я услышал вживую и, честно говоря, я боюсь слушать других исполнителей. Настолько прекрасным было его исполнение, что остальные, боюсь, просто не смогут оправдать моих ожиданий»

Михаил Зуев – Зритель.

Тем не менее Илья Говзич, несмотря на то что обладает довольно низким и несколько глухим голосом, в этой партии почти не уступает знаменитому «Шахтёрскому Герцогу».

Сравнивать исполнительниц Тоски, надо сказать, довольно неблагодарное занятие. И режиссёр, тоже внес сюда свою лепту. Начать стоит с того, что у каждой своё платье и своя манера поведения. Глядя на дуэт с Марио, сразу видно, что эти двое - любовники (Татьяна Ларина) или же, наоборот, их роман еще в самом начале своего пути (Ирина Крикунова). Также совершенно по разному выглядит и сцена убийства Скарпиа.

А вот вокально все артистки выглядят более чем убедительно, их голоса чудесно подходят под создаваемый образ. И что немаловажно, они  также подходят технически и по подразделению своих голосов, что дарит зрителю в каждом случае очень красивый и ровный звук, мягко парящий над оркестром.

Если говорить именно о дуэте Марио и Флории, то первенство тут, на мой субъективный взгляд, держат приглашённые солисты Ахмед Агади и Оксана Крамарёва.

Станислав Трифонов – бессменный исполнитель партии Барона Скарпиа на Самарской сцене (на момент написания статьи) и насколько хорош данный артист у критиков мнения расходятся. Однако, именно в данной партии белорусский баритон выглядит убедительно. Помимо хорошо поставленного голоса, подкупает и его игра… здесь стоит сделать небольшое отступление: в одном из интервью Юрий Александров признался, что Скарпиа его любимый персонаж и, вполне возможно, что, отчасти в нашем случае, он награжден и некоторыми чертами режиссера. Так или иначе, исполнение Станиславом партии Барона достойно оваций. Лично меня заставляет восхищаться исполнителем, как актёром, созданный им образ. А точнее, совокупность всего того, что лично я в людях ненавижу.

Да, в нашем мире подобных Барону людей тоже хватает, и то, что артисты со сцены заставляют понять это, и заставляют твои кулаки сжаться от праведного гнева, это дорогого стоит. Как сказал один из моих друзей:

«Жаль, что в реальной жизни, не все так благочестивы, как Тоска!»

Но вернёмся к постановке, в ней так же есть и несколько уникальных для этого спектакля моментов:

«Ищейки» - называет Барон своих подопечных и перед их носами проносится веер сестры Анжеолотти, и на манер собак те действительно пускаются загонять жертву.

Завершающая сцена: видя смерть возлюбленного, Флория склоняется над телом любимого и слышит крики стражи - её раскрыли, её требуют задержать. Она взбегает на стену замка и перекрестившись делает шаг за край. Подбежавшие солдаты застыли, внизу застыл один из офицеров полиции, время остановилось, и ты, далеко не сразу, понимаешь, что это «стоп-кадр»… занавес и затем финальный поклон.

К сожалению, в этом есть и минусы - не все артистки прыгают во время и про стоп-кадр тоже иногда забывают…

Итог: «Флория Тоска» - эталонная классическая версия оперы без каких либо сомнительных взглядов режиссёра, что зачастую лишь портит постановку, это качественное прочтение классического либретто и его гениальное воплощение на сцене под бессмертную музыку Дж. Пуччини.

3041 K2_VIEWS
Антон Никтаров

Главный редактор и основатель проекта.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…