Комическая опера Джоаккино Россини присутствовала в репертуаре почти постоянно, на сцене последовательно сменили друг друга семь различных постановок. В общей сложности «Севильский цирюльник» был показан 1009 раз.
Зрители любят оперу Россини на сюжет Бомарше за ее искрометное веселье и мелодическое богатство, их увлекает стремительность действия, обилие комических положений, неожиданные повороты сюжета. В преддверии 100-летнего юбилея труппы популярная опера возвращается в репертуар в новой оригинальной постановке.
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Уважение к славной истории театра и к предпочтениям наших зрителей заставляет нас предельно ответственно относиться к «Севильскому цирюльнику». Я доверил создание новой сценической версии оперного хита нашему другу Эрику Вижье, директору Лозаннской оперы, потому что знаю его как талантливого и умного режиссера. Он умеет, не искажая материал и не выходя за рамки высокого вкуса, находить решения, обеспечивающие зрелищность, занимательность, неослабевающий зрительский интерес».
Паата Бурчуладзе, художественный руководитель оперной труппы: «Моя работа в Михайловском театре начинается очень интересно. Я получил возможность познакомиться с труппой в процессе совместной работы над новым спектаклем, в премьере которого я сам буду участвовать как вокалист. Меня радует энтузиазм моих коллег, которым я помогаю в работе над музыкальным материалом. Мы также уделяем большое внимание итальянскому стилю и языку, что крайне важно в речитативах. А еще вместе с постановщиком мы готовим сюрприз для зрителей, но узнают они об этом только в день премьеры».
Эрик Вижье, режиссер-постановщик: «Я много времени провёл в Испании и в постановке «Севильского цирюльника» решил представить петербургской публике, живущей так далеко от роскошной и бурной Севильи, её сочную атмосферу: пёстрые пейзажи, взрывной характер, национальные традиции, колорит и то безумие, которым наполнена трилогия Бомарше. Буффонада и гротеск, которые есть в музыке Россини, прекрасно сочетаются с эксцентричностью этого южного города, который станет полноправным участником событий. В нашем прочтении сюжета во главу угла поставлена трансформация героини, ее преображение в настоящую «испанскую Диву» в духе фильмов Педро Альмодовара».
Премьеру «Севильского цирюльника» готовят: дирижер и музыкальный руководитель постановки Михаил Татарников, режиссер-постановщик и художник по костюмам Эрик Вижье, художник-постановщик Эмманюэль Фавр.
Первоначально опера «Севильский цирюльник» (Il Barbiere di Siviglia) с музыкой Джоаккино Россини на либретто Чезаре Стербини, написанное по комедии Пьера Огюстена Карона де Бомарше, называлась «Almaviva, ossia L'inutile precauzione» («Альмавива, или Тщетная предосторожность»). Россини не решался использовать название «Севильский цирюльник», поскольку опера Джованни Паизиелло с таким названием и на тот же сюжет была популярна на оперной сцене еще за тридцать лет до россиниевской оперы.
Первая постановка состоялась в Риме, в театре «Арджентина», 20 февраля 1816 года. Тогда опера, не без участия приверженцев Паизиелло, со скандалом провалилась, а Россини вынужден был спасаться бегством после первого акта. Этот провал не помешал «Севильскому цирюльнику» в течение последующих лет утвердиться на оперных сценах всего мира, завоевать горячую любовь публики и глубокое восхищение таких музыкальных гениев, как Бетховен, Вагнер и Брамс.
Оригинальная увертюра была утрачена вскоре после первого исполнения оперы. После чего Россини вытащил из своего сундука старую увертюру, которую он написал за семь лет до того для оперы «Странный случай», теперь абсолютно забытой. Именно ее изящные мелодии, наполненные эмоциональными всплесками и кипением жизненных сил, в массовом сознании считаются квинтэссенцией музыки «Севильского цирюльника».
Первая постановка в России состоялась в 1821 году в Одессе, представление шло на итальянском языке. Впервые на русском языке опера была поставлена 27 ноября 1822 года в Петербурге. После перерыва «Севильский цирюльник» был возобновлен на петербургской сцене в 1831 году. Опера также постоянно входила в репертуар итальянской оперной труппы в Петербурге. В частности, в 1843 году в партии Розины выступала Полина Виардо.
В Михайловском театре «Севильский цирюльник» ставился в 1918, 1940, 1946, 1952, 1982, 1992, 2001 годах. В разные годы в спектакле пели выдающиеся артисты: народный артист СССР Сергей Николаевич Лемешев, заслуженный артист России Виталий Игнатьевич Кильчевский (Альмавива), Галина Владимировна Скопа-Родионова (Розина); народный артист России Сергей Николаевич Шапошников, народный артист России Сергей Петрович Лейферкус (Фигаро); заслуженный артист России Михаил Антонович Ростовцев (Бартоло); народный артист России Павел Максимович Журавленко (Дон Базилио). В 2015 году под управлением Михаила Татарникова опера была представлена в концертном исполнении.