Что сразу бросается в глаза - декорации в этом представлении не просто для фона. Их без преувеличения можно назвать отдельным героем спектакля. «Щелкунчик» есть ни что иное, как большой праздник с элементами сказки. Поэтому в этом спектакле дизайн должен быть максимально ярким, богатым, и самодостаточным. Ведь речь идет не просто об оформлении сцены, но о формировании полноценного волшебного пространства. Так, чтобы дети в него поверили. Эта работа выполнена декораторами безупречно. Нужное настроение возникает не только у малышей, но и у взрослых. И ощущение праздника есть даже в паузах, когда танца нет.
Костюмы также подобраны в соответствии с данной задачей. Особенно удался наряд для короля мышей в женском образе. Ну и конечно же прекрасно смотрелись «снежинки». Несколько стандартно и избито выглядели гости дома Штальбаумов в начале первого акта. У меня такое впечатление, что эти костюмы — капоты и сюртуки - кочуют из одного театра в другой. Здесь к сожалению постановщики пошли на поводу у навязшей в зубах традиции. Покорились надоевшему канону. Пытливого любителя сцены это покоробит. Однако детская аудитория, для которой и предназначено это представление, конечно же ничего подобного не отметит.
Тон балету задают два персонажа: Дроссельмейер (Андрей Больбот) и Мышильда (Алена Подавалова). Идея заменить жуткого короля мышей на прекрасную королеву мышь, довольно интересна, тем более, что последняя танцует очаровательно. Хотя увидеть вместо отвратительного врага женственную, красивую фигуру, да еще и со свитой милых маленьких мышат, прямо скажем, неожиданно. Тем более, что эта трансформация ни коем образом не сказывается на сюжете. Канва остается старой. Нам так и не объясняют зачем организовано это «переодевание». Видимо и сам постановщик не задавал себе подобных вопросов, оставив зрителю возможность просто смотреть и любоваться.
Какие сцены обычно являются ключевыми в этом классическом балете? Где точки, в которых сконцентрирована драматургия? Первая, это конечно, появление щелкунчика. Вторая — и обычно самая страшная - приход короля мышей. Щелкунчик обычно не блещет красотой, но и особого отвращения к нему не испытываешь. Его задача просто быть неказистым, чтобы не затмевать появляющегося потом принца. Однако в этой постановке щелкунчик своим отвратительным видом пожалуй посоперничал даже с королем мышей (король появляется ненадолго, пока его не заменяет Мышильда). Не знаю как восприняли это дети, но похожая на размягченный скелет или даже на эдакого расслабленного покойника фигура щелкунчика, вызвала у меня не самые приятные впечатления.
Все перевернулось. Щелкунчик — страшен, груб, скелетообразен. Зато король мышей, напротив продемонстрировал удивительно высокую эстетику, превратившись в симпатичную стройную даму в обтягивающем костюме. Танцующую мягко, неагрессивно, да еще и с очаровательной улыбкой на лице. А в итоге получилась любопытная сюжетная линия. Две дамы, одна — Мышильда - порождение темного мира, а другая — Мари - дитя светлого. Обе соперничают за принца. Оригинально. Что подумали дети? Этого мы угадать не можем. Но, что касается внимательных театралов, то они наверняка получат особое удовольствие, когда заметят во втором действии, которое называется «Путешествие по розовой реке» забавное смещение акцентов. Коварная Мышильда по ходу дела теряет интерес к щелкунчику и начинает всерьез интересоваться Дроссельмейером. По крайней мере их совместный танец уже далек от борьбы, и гораздо ближе к флирту. Сомневаюсь, что постановщик именно так хотел. Но, уж, что вышло, то вышло.
Как мы знаем в «Щелкунчике» все действие заканчивается еще до окончания первого акта. Дальше на сцене уже только вальсируют снежинки, кружатся цветы, и прыгают разные экзотические гости. Все эти праздничные картины идут на ура у любого зрителя — и детей и взрослых. Причина успеха здесь не только в красоте движений и декорациях, хотя они безусловно прекрасны, причина в знакомой всем с детства и впитанной на генетическом уровне музыке Чайковского, которая сама по себе способна заменить любое представление.
Главные герои спектакля - Мари и принц - не нагружены особым смыслом. Все действие они просто показывают свое умение красиво танцевать. Не более. После просмотра запоминаются именно Мышильда и Дроссельмейер. В этом нет ничего удивительного. В мультфильме «Бременские музыканты» также запоминаются прежде всего — несчастный король и «бяки-буки», а не положительный принц, который хоть и всех победил, но как его имя, никто толком и не припомнит.
Со своей задачей спектакль прекрасно справляется. Дети получают свой праздник, а взрослые наслаждаются неожиданной Мышильдой и теми неожиданными поворотами, которые возникают из ее флирта с мужчиной, имеющим сложную нордическую фамилию.