"Репка" – ре-понь-ка! (Детский репертуар Мариинского театра)

  • размер шрифта +
    30 Ноябрь -0001
    K2_ITEM_AUTHOR  Мария Козлова
    "Репка" – ре-понь-ка! (Детский репертуар Мариинского театра)

    Давно не ходила в Мариинский театр специально послушать какого-то конкретного певца, даже соскучилась по этим особым ощущениям. А на днях повезло - выдалась такая возможность! В детской опере для самых маленьких - в "Репке" пел "академист" Валерий Калабухов, чей баритон мне давно хотелось услышать, да все не получалось.

    То есть билет, но его нет среди исполнителей, то вечер уже занят другим спектаклем, а он и внезапно возникает в программе. В этот раз пришлось поволноваться из-за того, что билета не было, а исполнителем роли Деда, который посадил репку, был заявлен за пару дней до спектакля именно Валерий. А у него хороший голос, как-то сказал именитый певец, мнению которого я доверяю. Как же не послушать, раз случай выпал? Повезло, купила "билет за час", а также цветы для "старого деда" в исполнении молодого баритона, и вместе с детишками младшей группы детского сада, их мамами и папами отправилась во второй раз слушать "Репку". Скажу сразу: опера - прелесть! Яркая, веселая, мелодичная, по-доброму поучительная, хорошо исполненная, интересная и детям, и сопровождающим их взрослым. И она - уникальный продукт творчества солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра - Рустама Сагдиева. Музыка приятная, полная музыкальных шуток и узнаваемых мелодий. В ней есть все атрибуты оперы, в миниатюре использованы основные вокальные формы и стили пения, есть даже колоратура. Слушая такие произведения, детское ухо привыкает к особенному звучанию музыки и голосов певцов в опере. Да и в сюжете мило обыграны русские народные сказки, знакомые всем сызмальства: "Курочка ряба" и "Репка". Короткий, всего 45 минут, прелестный музыкальный спектакль!

    Главный персонаж этих двух сказок - Дедка (Валерий Калабухов) мне очень понравился. И сочный красивый баритон певца, и то, как он спел песню-арию деда, написанную по мотивам известного народного напева "В темном лесе", где распахали пашенку. Только вместо льна-долгунца там дед посеял "ре-понь-ку!". Да, ре-понь-ку! Именно так он и поет, а взрослые, наверняка, невольно думают о «разумном, добром, вечном», которое тоже всегда было принято сеять… И выглядел дед вполне по-стариковски - седой, с длинной бородой, с согбенной спиной, за которую он все время, словно кряхтя, держался рукой. Ре-понь-ку сеял вполне натурально – и грабельками поработал, и водицей из деревянного ведра полил, и перегнойной землей все удобрил. А может, главной была Мышка (Анна Шульгина), пела звонким сопрано, спорила с Кошкой (Анна Бархатова), что не разбивала она золотое яичко, которое снесла Курочка ряба. И все это было облечено в такой очаровательный дуэт «Жила была курочка ряба», что хотелось ему подпевать и под него пританцовывать. Но иногда начинало казаться, что важнее всех Внучка (Маргарита Иванова) – окружающих, что называется, на «уши поставила», или Бабка (Екатерина Бондаренко), крикливая и сварливая, из-за нее Дедка убежал в темный лес, где распахал пашенку и посеял Ре-понь-ку (Людмила Градова). Она-то всех и помирила. И спела об этом в самом конце оперы. Выходит, тоже может оказаться главной. Только Жучка (Игорь Чикишев), Скоморох (Андрей Горбунов) да Соловушко (Рустам Сагдиев) и три деревца – Березонка (Наталья Часовитина), Липонька (Лаура Меенен), Осинушка (Цветана Омельчук) не претендовали на лидерство, но были весьма колоритны и очень украшали действие и музыку своим пением. В финале спектакля все снова подружились, исправились, повинились и попросили прощения друг у друга.

    Опера исполнялась под аккомпанемент рояля (концертмейстер Юрий Кокко), музыка звучала очень выразительно: когда надо забавно, иногда грозно или тревожно, порой, нежно и проникновенно, но преимущественно задорно и жизнерадостно. Концертмейстер был на высоте. Комментарии Скомороха (Андрей Горбунов) делали понятным все происходящее на сцене. Зал живо реагировал на его реплики. Яркие костюмы, созданные в русском фольклорном стиле, радовали красочностью и хорошей стилизацией. Достоверно выглядел реквизит, помогали воображению дорисовать общую картину минималистичные декорации.

    Вот ведь как бывает, пришла послушать одного певца, а в итоге получила удовольствие от пения многих. Более того, я поняла, что Внучку и Кошку для маленьких зрителей пели Маргарита Иванова и Анна Бархатова, солистки, которых я накануне слышала в непростых партиях в «Волшебной флейте» в Концертном зале. В этом смысле в детских спектаклях не делается никаких скидок на возраст зрителей, все по-взрослому.

    Со мной рядом сидела девочка, совсем кроха, года три, временами на меня поглядывала, словно хотела что-то спросить. А я мысленно пыталась ответить на вопрос: как рождается любовь к опере? Полюбят ли ее маленькие зрители, заполнившие 7 мая небольшой зал Прокофьева Мариинского театра? У меня тяга к опере появилась давно, просто взялась откуда-то из детства, где родителям было вечно некогда, у них было много взрослых дел, но они часто слушали хорошую классическую музыку, записи великих оперных певцов. Разок мне повезло, папа подружки взял меня ей в компанию на дневной спектакль в Кировский театр – на оперу Рубинштейна «Демон». С тех пор у меня перед глазами стоит сцена с ангелом в финале оперы, а хор «Ноченька темная» тревожит воображение волнующим волшебством. Кроме того оперная музыка, особенно русская, с завидной регулярностью звучала в кино, по телевидению, на радио. Радиоточка была в каждом доме, ведь радиофикация всей страны – СССР – была завершена в начале 1960-х. Современным детям и легче, и сложнее. Нужны специальные усилия родителей, чтобы приучить их к этой необычной музыкальной стилистике. И хорошо, когда есть театр или театры, которые предлагают публике специальную детскую программу. В Мариинском театре программа «Мариинский детям» существует уже не первый год. Она предполагает работу с детской аудиторией всех возрастов, начиная с самых маленьких. И даже если лишь часть вовлеченных в нее детей станут постоянными посетителями оперных и балетных спектаклей, значит, усилия были предприняты не зря. И кому, как не молодым певцам, оттачивать свое мастерство на детской аудитории, обретая столь важный для оперного артиста опыт работы на сцене, и помогая родному театру обеспечивать себе благополучное будущее.

    А еще меня порадовала традиция на этих детских спектаклях фотографироваться с артистами. Детям предлагается сделать это сразу после спектакля. И большинство тут же с удовольствием используют это предложение, даже взрослые. По себе знаю, это притягательное занятие. И приятное – в душе-то многие долго остаются детьми!

    K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

    Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
    HTML-коды запрещены

    Top
    We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…