Решение квартирного вопроса на сцене Самарской оперы

  • размер шрифта +
    22 Октябрь 2017
    K2_ITEM_AUTHOR 
    Решение квартирного вопроса на сцене Самарской оперы
    Сцена из спектакля САТОБ

    Полное название произведения: «Тарам-парам ни-на, ни-на, или квартирный вопрос их испортил». В основе данного произведения лежит оперетта «Москва, Черемушки» на либретто Владимира Масса и Михаила Червинского. В Самаре оперетту решили ставить на юбилей композитора – 110 лет. Режиссером-постановщиком выступил хорошо знакомый самарской публике Михаил Панджавидзе. Музыкально произведение было расширено, так в него попали: «Торжественная увертюра», финал «Третьей симфонии», «Песня о встречном», а так же номера из балета «Барышня и хулиган». Это, безусловно, выгодно обогатило произведение.

    В центре сюжета Сталинская и Хрущевская эпохи, после войны многие москвичи живут в коммунальных квартирах, мечтая о том, чтобы поскорее получить ордер на отдельное жилье. Отсюда и рождаются многие комичные и не очень события.

    Спектакль полностью посвящен советскому прошлому, его величию и колориту. На сцене существует собственный полноценный мир, огромное количество персонажей второго плана создает иллюзию полноценной жизни граждан Великого Советского Союза. Вот пионеры собираются в компанию и спешат в школу. Вот на колонке набирают воду, чтобы помыть портрет вождя, висящий на стене дома, а вот из гаража выкатывают мотоцикл милиции, на который садится доблестный страж порядка и отбывает в участок.

    К сожалению, история Союза в наше время воспринимается неоднозначно. Причиной тому немалое количество не самых светлых событий, через которое общество шло в те времена к своему светлому будущему. Эти моменты также нашли отражение в спектакле. Увы, правдоподобность таких сцен не была соблюдена в угоду драматизму, что хоть и может восприниматься неоднозначно, тем не менее оправдано.

    Однако, предложенный зрителю материал не старается очернить советское время, как это сейчас модно делать, а даже наоборот. Сталин показан настоящим защитником своего народа (несмотря на то, что сам он в спектакле не появляется, однако во время парада звучит его историческая речь о победе СССР над нацистской Германией). Кривой путь, который не подходит советскому человеку, здесь ни к чему хорошему не приводит. В то время, как настоящие поступки, совершенные по совести и чести, и по закону, довольно быстро приносят положительный результат. Добро, так или иначе, здесь всегда побеждает зло.

    О самих артистах нужно сказать не мало, и, пожалуй, лучше всего скажет цитата режиссера:

    «Мы пытались сделать драматический театр с музыкой»

    Михаил Панджавидзе.

    Стоит ли говорить о том, что попытка удалась на славу?! Произведение действительно очень мощно стоит на школе актерского искусства. Да и гораздо приятнее наблюдать за артистами, когда они вместо псевдо-австровенгерского опереточного общества графьев и князьев играют наше, любимое, родное советское. Также немаловажную роль играет тот факт, что артисты Самарской оперы, в своем исполнительном искусстве опираются на школу драматического театра, они убедительны в актерском и вокальном плане.

    Декорации (Александр Костюченко) также выполнены детально и правдоподобно, по сцене даже разъезжает транспорт. И я сейчас говорю не только о мотоцикле, упомянутом ранее. Костюмы (Елена Соловьева) весьма колоритны и правдоподобны. Нельзя обойти стороной интересную задумку - сцену часто закрывает почти прозрачное полотно, на которое транслируются декорации и события, помогая зрителю дополнительно погрузиться в грезы или мечты героев.

    В спектакле применяется довольно любопытный прием, знакомый многим в синематографе: когда герои предаются сладким мечтаниям или наконец-то встречают ту единственную, время вокруг словно останавливается. Так происходит и у нас. В эти моменты на сцене появляются дублеры из балетной труппы, показывающие весь набор эмоций и чувств через пластику, позволяя зрителям проникнуться чувствами героев. Из увиденных мною, наиболее убедительными мне показались Сергей Гаген и Марина Накадзима.

    Есть место и символизму, очень красноречиво говорящему о некоторых людях даже в наше время, как, например, сцена с танцем «крыс».

    Злободневности спектаклю добавляет финальная сцена, где голос Собянина сообщает, что все хрущевки в Москве в районе Черемушек признаны аварийными и подлежат сносу.

    Надо признаться, что судьба произведения в стенах самарского театра получилась довольно многострадальной, после премьеры спектакль неоднократно терпел серьезные изменения. Первая версия шла ЧЕТЫРЕ с половиной часа, что было физически очень тяжело высидеть многим зрителям. В итоге, из спектакля пропали сцены у Мавзолея, исчезло появление И.В. Сталина, вместе с финалом «Первомайской симфонии» Шостаковича.

    Последняя версия была сокращена на целый час, и была разбита на три действия (на сайте же указано, что действия 2).

    Сокращением спектакля занимались режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе совместно с дирижером-постановщиком Евгением Хохловым. Совместными усилиями спектакль приобрел текущий вид и временные рамки. Стал довольно легким для восприятия и просмотра. Скажу честно, что время пролетает незаметно. Оркестр звучит мягко и приятно, музыка Шостаковича, подобранная для этого произведения, звучит убедительно, даже у привередливого слушателя вызывает приятные эмоции. Все компоненты спектакля, артисты, декорации и даже оркестр с дирижером, все сплетено в единое целое. Все они участники действия в этой картине.

    Признаюсь, после первого просмотра я был потрясен и поражен. Спектакль не только очень мощный как произведение, он учит нас любить свою историю, свою родину. Он делает каждого из нас чуточку лучше.

     

    P.S.

    Собственно состав артистов которых мне посчастливилось наблюдать на сцене:

    Бубенцов: лауреат всероссийских и международных конкурсов Георгий Шагалов;

    Маша: Наталья Бондарева;

    Лидочка: лауреат всероссийского и международных конкурсов Ирина Янцева;

    Бабуров: заслуженный артист России, народный артист Самарской области, лауреат международных конкурсов, лауреат премии фонда Ирины Архиповой - Андрей Антонов;

    Борис: лауреат международного и всероссийских конкурсов Владислав Куприянов;

    Сергей: дипломант всероссийского конкурса Анатолий Невдах;

    Люся: лауреат международного конкурса Татьяна Ларина;

    Дребеднев: заслуженный артист России, народный артист Самарской области Василий Святкин;

    Вава: Наталья Дикусарова;

    Барабашкин: заслуженный артист России Валерий Бондарев;

    Вожак: Александр Миненко;

    Участковый: Андрей Черняев.

    Антон Никтаров

    Главный редактор и основатель проекта.

    K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

    Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
    HTML-коды запрещены

    Top
    We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…