Размеренному наслаждению картинами нидерландского художника способствует и музыкальное сопровождение, которое в этот раз гораздо менее эмоциональное. Перед вами пройдут не все картины художника, а лишь часть их. Вы увидите легендарную «Вавилонскую башню», «Безумную Грету», «Перевернутый мир» и «Охотников на снегу», «Падение мятежных ангелов», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Проповедь святого Иоанна Крестителя», «Крестьянскую свадьбу» и «Притчу о слепых» (возможно что-то упустил, в ходе такого шоу порой трудно запомнить все экспонаты).
В творчестве Брейгеля выделяются три темы: работы посвященные крестьянскому быту, картины отражающие отношение художника к испанским «оккупантам» и философско-религиозные притчи. Главное в этих картинах не образы, а то что стоит за ними. Если приступать к творчеству Брейгеля без знания необходимой подоплеки, его шедевры либо будут выглядеть кукольно, либо будут поняты неправильно. Впрочем, не всех это смущает. Режиссер Тарковский, например, использовал картины Брейгеля в своих кинофильмах, вкладывая в творчество нидерландского живописца довольно оригинальный смысл. Помните тот потрясающий момент в «Солярисе», когда полотно «Охотники на снегу» показано под аккомпанемент Хоральной прелюдии Баха «Я взываю к тебе, Господи». Наблюдая эти три шедевра Баха, Брейгеля и Тарковского, конечно забываешь о том что охотники на картине возвращаются домой без добычи, а на дворе зима, и кушать что-то надо, а жители деревни еще не знают, что еды не будет. Эту бытовую подоплеку уже сюда не вместить.
Но если вы не гений, а созерцатель, то вам лучше все-таки отталкиваться от конкретного контекста. Возьмем «Безумную Грету». Если не знать ее историю, полотно превратится в фантасмагорию, а между тем это довольно жизненная история. Грета была бедной женщиной, у которой пропало ее последнее имущество — чугунная сковородка. И она пошла в ад, чтобы добыть себе сковороду у чертей. Брейгель всегда сердечно переживал за тяготы простых жителей Нидерландов. Времена в его эпоху были суровые. Испанские карательные походы сделали многих крестьян нищими. В результате неурожай, который случался порой каждые два года, означал для бедняков разорение, смерть и даже безумие, как в случае с Гретой. Еще более нагруженные образы присутствуют в картинах «Вавилонская башня» и «Падение мятежных ангелов». Их без преувеличения можно наблюдать часами, днями, месяцами, годами и находить в них новые мысли, а также параллели им в современной жизни. Разве сегодняшняя международная повестка не является отражением борьбы «темных» и «светлых» сил? Этот миф управляет обществом со дня сотворения мира. А разве в свое время Советский Союз и нынче Европейский Союз не напоминают Вавилонскую башню, чье строительство зашло в тупик? Сидя на мягких пуфиках в «Артплее» и наслаждаясь картинами великого Брейгеля, отчетливо понимаешь: нидерландский гений знал, что все современные реалии, будь-то в 17-м или в 21-м веке, отражены в Библии. Надо только внимательно читать эту Книгу.
Выставка продлится до 31 января 2018 года.